Нормы расхода топливных и смазочных материалов необходимы для того, чтобы точно рассчитать потребности предприятий в ГСМ, и вести контроль их расхода с составлением предусмотренной отчетности. Кроме того, нормы расхода ГСМ служат производными для расчета удельных норм потребления топливных материалов.
Основные принципы нормирования потребления ГСМ
Нормирование расхода горюче-смазочных нефтепродуктов базируется на следующих принципах:
- определение допустимых норм потребления топливных и смазочных материалов в зависимости от эксплуатационных условий. Для этого используются базовые линейные нормативы конкретных модификаций автомобильного транспорта и корректирующие коэффициенты.
- сравнение фактически списанных ГСМ с расчетными нормами;
- применение норм расхода, утвержденных Минтрансом.
Следует отметить, что для предприятий с большим автотранспортным парком более приемлемым является нормирование расхода ГСМ, основанное не на нормативах Минтранса, а собственных расчетах. Для этого, руководство компании организует замеры расхода топливных материалов на разных маршрутах и в различных эксплуатационных условиях. На основе произведенных замеров формируются акты, которые и являются базой нормирования потребления ГСМ. Чтобы избежать сложностей при проверках налоговыми службами следует иметь подтверждение, что учетная политика предприятия по ГСМ разработана на базе данных о реальном состоянии транспорта с учетом конкретных маршрутов и условий эксплуатации транспорта.
Что учитывается при нормировании норм расхода
Для любых реальных случаев эксплуатации автотранспорта необходимо иметь экономическое обоснование норм расхода ГСМ. В документах Министерства Транспорта присутствуют некоторые корректировки нормативов в зависимости от климатических условий. Согласно установленным рекомендациям в холодное время года допускается:
- увеличение расхода топливных материалов на величину от 5%, до 20% в зависимости от климатических условий;
- увеличение норм расхода при эксплуатации транспорта в горной местности (до 20-ти процентов, в зависимости от высоты над уровнем моря;
- увеличение расхода ГСМ на сложных магистралях может достигать 30%;
- увеличение расхода на маршрутах с частными остановками до 10-ти процентов;
- увеличение расхода при перемещении опасных и специальных грузов с небольшой скоростью до 35-ти процентов.
Для составления точных норм расхода ГСМ необходимо учесть все варианты режимов эксплуатации автомобилей.
Расчет норм расхода ГСМ
Имея показатели линейных нормативов расхода топливных материалов с помощью корректировочного коэффициента можно точно установить размер нормы расхода ГСМ для всех модификаций автотранспорта.
В качестве нормативного расхода используется объем ГСМ, выражаемый в литрах или м3. Этот показатель отражает количество расходуемого топлива на единицу пробега конкретного авто в определенных условиях. При этом, формулы расчета норм потребления ГСМ для легкового, грузового, спецтранспорта, автобусов и т.д. используются разные. К примеру, для легковых автомобилей применяют формулу:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ),
в которой Qн - норма расхода ГСМ в литрах (м3);
Hs - линейный норматив расхода топливных материалов в литрах на пробег 100;
S - пробег автотранспорта в километрах;
К - общий корректировочный коэффициент в %.
Если на легковых авто установлены автономные отопители, то их потребление топлива также находит отражение в формуле нормы расхода:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х КΣ) + Hон х Tон,
При этом, Hон – это нормативный показатель потребления топлива автономным отопителем, а
Tон – длительность функционирования обогревателя (зависит от температурного режима и продолжительности эксплуатации автотранспорта).
Примерно такие формулы, со своими отличиями используют и для других видов автотранспорта. Для облегчения расчета норм расхода ГСМ используется специальное программное обеспечение. Такие ПО позволяют оптимизировать работу предприятия, автоматизировать процессы закупки и списания топливных материалов и вести их учет с максимальной точностью.