Октановое число (ОН) – это мера степени сжатия/сжигания топлива в двигателе внутреннего сгорания. Чем выше ОН, тем лучше качество топлива.
Октановое число измеряется в единицах ОН и обычно указывается на бензиновых заправках. Обычный бензин имеет ОН около 87-89, а премиум-класс – 91-93.
Высокое ОН позволяет использовать более эффективные режимы работы двигателя, что увеличивает его мощность и экономичность. Низкое ОН может привести к появлению детонации – неуправляемого горения топлива в цилиндрах, что повреждает двигатель.
Октановое число добавляется в лаборатории с помощью специальных добавок к топливу. Добавки могут быть различными, но чаще всего используются октановые агенты, такие как изооктан, толуол или ксилол.
Для проведения испытаний на определение октанового числа в лаборатории используется двигатель с искровым зажиганием, который работает на специальной стенде. В этом двигателе проводятся испытания с разными концентрациями добавок к топливу и определяется, при какой концентрации топливо детонирует в двигателе.
После проведения испытаний на определение октанового числа в лаборатории, результаты анализа обрабатываются и вычисляется октановое число топлива. Это число указывается на бензиновых заправках и позволяет потребителям выбирать топливо с оптимальными характеристиками для своих автомобилей.
Если топливо имеет низкое октановое число, то при сжатии в цилиндрах двигателя может произойти детонация или самозажигание топлива, что может привести к повреждению двигателя. При детонации топливо воспламеняется не от искры свечи зажигания, а от высокого давления и температуры, которые возникают в цилиндре двигателя в момент сжатия топливно-воздушной смеси. Детонация может вызвать стук в двигателе, ухудшение экономичности и мощности, а также повышенный износ двигателя. Поэтому важно использовать топливо с соответствующим октановым числом для конкретного типа двигателя.