Одним из важнейших моментов, который следует учесть при организации транспортировки нефтепродуктов автотранспортом, является соблюдение мер по предотвращению возгораний. Как показывает практика, около 30% аварийных ситуаций происходит у отправителя грузов при осуществлении операций по наполнению автоцистерн, 25% происшествий происходит при перевозке в автоцистернах и столько же при сливе топлива на нефтебазах или автозаправочных станциях. Кроме того пожароопасные ситуации имеют место при обслуживании спецтранспорта и во время перемещения пустых автоцистерн. Для снижения рисков пожароопасности и негативного влияния на окружающую среду разрабатываются специальные требования, которые являются обязательными для исполнения перевозчиками нефтепродуктов.
Стандарты по предотвращению пожароопасных ситуаций при транспортировке ГСМ автоцистернами
Для обеспечения безопасного перемещения нефтепродуктов автомобильным транспортом разработан ГОСТ 5091396. Кроме того, при организации таких перевозок предприятия руководствуются нормами международного соглашения по транспортировке грузов повышенной опасности ДОПОГ. Данное соглашение инициировано Организацией Объединенных Наций. Под опасными грузами в вышеперечисленных документах понимаются продукты, которые случае аварийных ситуаций на транспорте несут угрозу человеческой жизни и окружающей среде.
Требования по оборудованию автоцистерн
Для предотвращения рисков при перемещении опасных грузов автоцистернами разработаны специальные требования к их оборудованию, которые учитываются в техзаданиях на разработку конструкции. В соответствии с ГОСТ автоцистерны должны соответствовать следующим требованиям:
- автотранспорт для перевозки ГСМ оборудуется оранжевым проблесковым маячком;
- при транспортировке топливных материалов на кабине автомобиля с прицепом размещается предусмотренный ПДД знак, или 3 желтых фонаря;
- с обеих сторон автоцистерны закрепляются таблички, содержащие информацию о виде продукта в соответствии с классификацией ООН;
- на бортах автоцистерны наносится надпись «Огнеопасно»;
- автоцистерна, шасси транспортного средства, а также рукава для слива ГСМ оборудуются заземлением, которое служит защитным средством от образования статического электричества;
- площадки для обслуживания автоцистерн, а также вспомогательные лестницы, внутренние волнорезы, концевики рукавов и другие элементы производят из материалов, которые не производят искры при ударах (сплавы алюминия и так далее).
- выхлопная система спецтранспорта для перевозки нефтепродуктов выводится в переднюю часть транспортного средства, при этом, выхлопная труба оборудуется искрогасителем;
- для защиты топливного бака автоцистерн используется листовая сталь с асбестовой прокладкой;
- спецтранспорт для перемещения ГСМ в обязательном порядке комплектуется приспособлениями для пожаротушения (2 огнетушителя, кошма, лопата, емкость с песком и т.д.);
- во внутреннюю часть автоцистерн монтируются перегородки, которые находятся примерно на пяти сантиметровой высоте от дна и служат для предотвращения гидроударов при ускорении и торможении транспортного средства;
- автоцистерна должна соответствовать требованиям по герметичности;
- транспорт для перевозки нефтепродуктов;
- каждые 6 месяцев автоцистерны должны проходить процедуру гостехосмотра.
Гарантий безопасности при перевозке нефтепродуктов является сотрудничество с компанией «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ», которая имеет собственный парк автоцистерн, оборудованных в полном соответствии с современными нормативами.