Осень в Казахстане началась с сильнейшего топливного кризиса – на АЗС закончился бензин АИ-92 и дизельное топливо, а АИ-95 значительно увеличился в цене. Официальные власти в срочном порядке приняли решение обеспечить страну необходимым количеством топлива за счет импорта не менее 120-150 тысяч тонн бензина АИ-92 и порядка 90 тысяч тонн дизельного топлива. Ключевым партнером в этом направлении для Казахстана будет Россия, по словам заместителя министра энергетики Республики Казахстан А. Магауова.
КазМунайГаз уже заключил договор на поставку 10 тысяч тонн топлива с компанией Газпром нефть, в стадии подписания находится контракт еще на 20 тысяч тонн. Ведутся переговоры по поставкам топлива с Роснефтью и заводами Уфимской группы.
Причиной возникновения топливного кризиса в Казахстане эксперты называют недостаточность производства топливных продуктов собственными производствами. Проблемы с дизельным топливом возникли из-за ремонта на Павлодарском НХЗ. Ежегодный импорт топлива из России (40%) помогает удовлетворить потребности автомобилистов Казахстана, но выходит значительнее дороже, чем собственный бензин.
Министр энергетики Казахстана К. Бозумбаев отмечает, что в декабре 2017 года планируется понизить долю импорта топлива до 20%. Планируется, что собственное производство марки АИ-92 на Атыраутстком заводе увеличится до 75 тысяч тонн за счет снижения объемов производства АИ-95 и АИ-80. Объемы собственного производства дизельного топлива также планируется восстановить уже в декабре.
В планах Министерства энергетики Казахстана снизить цены на топливо уже к середине декабря, но по мнению экспертов рынка, цены вряд ли упадут.